Маркет-мейкеры. Правда и мифы

Маркет-мейкеры. Правда и мифы

Многие из вас слышали, что на бирже присутствуют маркет-мейкеры. Это действительно так. Однако этот термин окутан домыслами и конспирологией. Что правда, а что – вымысел?

В этой статье мы попытаемся разобраться объективно – кто такой маркет-мейкер на бирже, в чем заключаются его деятельность, функции и цели.

Читайте далее:

  1. Маркет-мейкеры (ММ) – кто они?
  2. Кто может стать ММ
  3. В каких случаях аннулируется статус ММ
  4. Может ли маркет-мейкер манипулировать ценой?

Начни пользоваться ATAS абсолютно бесплатно! Первые две недели использования платформы дают доступ к полному функционалу с ограничением истории в 7 дней.

Попробовать ATAS бесплатно

Как работает маркет-мейкер?

Маркет мейкер – это не мифический “кукловод”. Фактически, актуальный перечень маркет-мейкеров публикуется на сайте биржи. Вот ссылки на соответствующие ресурсы:

Там можно найти официальную информацию, за каким инструментом закреплен конкретный маркет-мейкер. 

Если разобрать договор между маркет-мейкером и биржей, то мы обнаружим, что маркет-мейкер – это лицо, которое оказывает бирже услуги по поддержанию цен и/или объема торгов на различных финансовых рынках.

Если с поддержанием цен все более-менее понятно, и спред для двусторонних котировок маркет-мейкеров можно найти на сайтах бирж, то с поддержанием объема торгов информации нет совсем. 

Отсутствие информации по вопросу поддержания объема торгов наталкивает на мысль о том, что объем торгов может создаваться маркет-мейкерами искусственно. Возможно, это делается при необходимости увеличения ликвидности различных финансовых инструментов для привлечения участников торгов. 

В этом случае не ясным остается вопрос: являются ли проторгованные на инструменте объемы реальными? То есть, сделки, которые мы видим на ленте принтов – они совершены независимыми друг от друга участниками рынка, или эта активность создана искусственно маркет-мейкерами? 

Данный вопрос остается достаточно важным, ведь при выборе рынка одним из критериев является именно ликвидность и востребованность инструмента. А изображая активные рынки, маркет-мейкеры привлекают к ним клиентов.

Маркет мейкер регулирование цены

Особенностью маркет-мейкинга является то, что маркет-мейкер может поддерживать котировки как в сторону покупок, так и в сторону продаж одновременно на одном финансовом инструменте. Это обеспечивает более плавное движение цены и ликвидирует ценовые разрывы.

Биржевой стакан

Если вы наблюдаете за биржевым стаканом (картинка выше), в котором отображаются лимитные заявки продавцов и покупателей, то можете быть уверенным, что среди этих лимитных заявок присутствуют заявки маркет-мейкера. Если маркет-мейкер снимет свои лимитные ордера, то биржевой стакан станет более разряженным, появятся уровни, на которых и вовсе отсутствуют заявки.

Как обнаружить присутствие маркет-мейкера?

На самом деле, глядя в биржевой стакан, начинающему трейдеру невозможно определить – присутствует в нем маркет-мейкер или нет. Ведь условия договора устанавливают некоторые исключения из правил. 

Например, маркет-мейкер не обязан присутствовать на рынке всю торговую сессию. Условием исполнения договора может считаться и присутствие на рынке 50% времени от продолжительности торговой сессии. Время, которое маркет-мейкер обязан присутствовать на рынке, устанавливается условиями договора в зависимости от биржи и котируемых маркет-мейкером инструментов.

Однако некоторая информация помогает определять присутствие маркет-мейкера в биржевом стакане – например, информация о минимальном объеме контрактов для маркет-мейкера на некоторых инструментах помогает определить конкретные ценовые уровни, на которых он присутствует. 

Если для маркет-мейкера установлен минимальный объем (например, в 1000 контрактов), а в стакане общий объем не превышает 500 на каждом ценовом уровне, то, встретив объем в 1000 и более контрактов – можно предположить, что это заявки маркет-мейкера. 

Кроме того, обязательства маркет-мейкера предусматривают, как правило, обеспечение двусторонних котировок, с фиксированным спредом, а значит – с противоположной стороны стакана тоже должна стоять заявка маркет-мейкера такого же объема.

Для выполнения условий договора маркет-мейкеры используют алгоритмическую торговлю, применяют специальных торговых роботов.

Кто может стать маркет-мейкером?

Любой участник торгов может получить статус маркет-мейкера. А для поддержания такого статуса – необходимо каждую торговую сессию исполнять свои функции. Исходя из минимального объема заявок, зная размер гарантийного обеспечения за 1 контракт, можно посчитать необходимые для этой деятельности денежные средства.

Проще всего стать маркет-мейкером на криптовалютных биржах. В этой индустрии принято считать маркет-мейкером всех, кто торгует лимитными заявками. Поставьте в стакан ордер на покупку 0,001 биткоина – и вы уже можете небезосновательно считать себя маркет-мейкером.

В каких случаях аннулируется статус ММ

Если биржа признает деятельность маркет-мейкера недобросовестной, она может вынести решение об аннулировании статуса такого маркет-мейкера. Конкретных критериев недобросовестного поведения маркет-мейкера мы не обнаружили, а исходя из деловой практики неисполнение условий договора можно считать недобросовестным поведением.

Может ли маркет-мейкер манипулировать ценой

Что касается самих обязательств маркет-мейкера – его основной задачей (согласно условиям договора) является присутствие в биржевом стакане в виде лимитных заявок. Расстояние от последней цены определяется самим маркет-мейкером, но оно не должно быть больше определенного порогового значения. Таким образом, сама по себе деятельность маркет-мейкера не связана с давлением на цену и манипулированием ожиданиями других участников рынка.

В то же время, маркет-мейкер является таким же участником рынка, как и все остальные, за исключением того, что он несет дополнительные обязательства перед биржей и получает за это вознаграждение. В типовых договорах с маркет-мейкерами отсутствуют требования каким-либо образом ограничивающих деятельность маркет-мейкера на бирже, направленную на получение дополнительной выгоды. Таким образом, маркет-мейкер вправе использовать любые не запрещенные способы влияния на цену.

Исходя из того, что маркет-мейкер противостоит сильным движениям рынка, его позиции могут иметь отрицательную маржу, поэтому деятельность маркет-мейкеров сопряжена с высокими рисками.

Заключение

Исходя из проанализированных нами материалов и документов, мы можем сказать, что деятельность маркет-мейкеров необходима на бирже для поддержания цен спроса/предложения или объема торгов. Пустые рынки не нужны никому.

Деятельность маркет-мейкера не обязывает его двигать цену, манипулировать мнением других участников рынка, но в то же время и не запрещает этого. К сожалению, биржи не предоставляют возможности другим участникам рынка отслеживать сделки и заявки совершенные маркет-мейкерами, а поэтому часть проторгованного объема может не иметь экономического смысла (так как совершается маркет-мейкерами для поддержания видимого объема торгов). 

Именно поэтому мы рекомендуем строить свою торговую систему на основании анализа объемов, имеющих экстремальные показатели, ведь они с большей вероятностью отражают активность широкого круга трейдеров. Такие объемы обычно появляются при обновлении хай или лоу уровней, пробоях, публикации экономических новостей.

Другие статьи блога: